• 20
    Поделились

Фантастические твари и где они обитают

В детстве я думала что бабочка, выбравшись из куколки, живет всего один день и к вечеру умирает. Возможно и есть такие виды бабочек, но вышесказанное точно не относится к бабочке вида Данаида Монарх, которая не только живет несколько месяцев, но и улетает в теплые края с наступлением холодов. И это одна из самых загадочных историй миграции в дикой природе.

Данаида монарх — самый известный вид бабочек Северной Америки

Данаида монарх — самый известный вид бабочек Северной Америки, населяющий территории к востоку от Скалистых гор. Покидать родную территорию и лететь в теплые края бабочек заставляют не только наступлениях холодов, но и отсутствие пищи в зимний период. Эти яркие и хрупкие насекомые перелетают больше трех тысяч километров к местам зимовок, одними из которых являются горы Мексики, обильно поросшие особым видом ели под названием “оямель”, кроны которой служат бабочкам излюбленным убежищем. Сюда слетается до 100 миллионов особей этого вида. Очень важна и температура в местах зимовки. Если она будет ниже нуля градусов по шкале Цельсия, то бабочки погибнут, что случалось не раз, либо будут усиленно тратить запасы жира, который они накапливают, поедая нектар. Если будет выше +15 С,  то бабочки будут гиперактивны и затрятат больше энергии и внутренних резервов, чем запасут. А резерв жира и энергии бабочкам нужен для долгого и утомительного перелета в летним местам обитания.

Бабочки предпочитают кучно и гроздьями спать на ветках деревьев, что помогает им сохранять тепло

Эти насекомые предпочитают кучно и гроздьями спать на ветках деревьев, что помогает им сохранять тепло. Вес одной бабочки меньше грамма, но обильное их количество может даже гнуть и ломать ветви вековых елей, на которых они спят. Монархи ядовиты для птиц, о чем кричит их ярко-оранжевый окрас. А продолжительность жизни бабочек короче, чем цикл миграции. И тем удивительнее, что зимуют в Мексике одни особи, а возвращаются в родные Скалистые горы уже другие поколения, которые уже    никогда сами не вернутся на места зимовок. Через полгода их потомки прилетят в Мексику движимые  миграционными инстинктами и сложными биофизическими процессами. На перелет в один конец насекомое, которое весит около одного грамма, затрачивает около тридцати трех дней.

Данаида монарх, monarch butterfly, mariposa monarca
Бабочки-монархи могут жить до девяти месяцев

Этот факт поражает воображение, так как в среднем обычные бабочки все же живут пару-тройку недель, но бабочки-монархи, о которых эта статья, могут жить до девяти месяцев. Бабочки — существа очень хрупкие.  Их жизни легко погубить прикосновением или даже громкими звуками. Поэтому в местах их зимовок были созданы биосферные заповедники, где мне  посчастливилось побывать. Этот визит не прошел гладко и вылился в отдельное приключение, о котором я и хочу рассказать.

Приключения в стране чудес и чудаков

Мексика — это очень яркая и очень контрастная страна. Трудностями для путешествий может послужить два факта — незнание местным населением английского языка и довольно небезопасная обстановка. Но меня и двух моих подруг (Юлю и Веру) это не отпугнуло. В поездку мы собирались уже наслушавшись страшилок о бандитах, наркомафии и похищениях, поэтому брать в аренду машину и ехать без сопровождения местных очень не хотелось. Как  мне  тогда казалось, мудрым решением было бы нанять машину с водителем. Англоговорящего водителя-мексиканца мы нашли довольно быстро. За определенную плату он не только согласился свозить нас в ближайший заповедник, но и посоветовал еще пару живописных мест неподалеку, которые можно посетить в тот же день и уже к вечеру вернуться в столицу. К слову, заповедников с бабочками всего три. Самый известный и посещаемый находится дальше всего от города, где мы тогда жили. Поэтому мы выбрали тот, что поменьше, но поближе. Есть еще третий. Он тоже безлюдный, но находится где-то посредине. Туда желательно ехать с ночевкой, благо гостиница там есть, но мы выбрали поездку на один день в ближайший заповедник. Выбрали ясный солнечный день для визита, так как только в жаркую погоду бабочки активны, а в прохладные пасмурные они они просто спят и обездвижены. Так как кошелек со всеми документами и платежными картами у меня уже воровали в этой стране, я беру только наличные и подругам советую сделать тоже самое.

Bella de Novia, Valle de Bravo
Юля у водопада «Фата невесты»

Рано утром, в назначенный час мы выезжаем в райское местечко под названием Вайе де Браво. Это сказочный городок на берегу горного озера, где любят отдыхать знаменитости. Там можно покататься на катере или параплане, но мы приехали смотреть природу и бабочек. В первой половине дня у нас в программе осмотр озера, водопада с названием Bella de Novia (что переводится как “фата невесты”) и, внезапно, буддийской ступы, которую возвели уже в наши дни современные буддисты. Бабочек планируем поехать смотреть после обеда, как раз когда будет максимально тепло и они не будут спать на деревьях. От этих достопримечательностей до заповедника с бабочками 14 минут езды, если верить навигатору. Как раз будем там после обеда. Поэтому мы не  спеша, осмотрели  достопримечательности, пообедали и задремали в убаюкивающем покачивании в машине.

Valle de Bravo
Наш водитель у буддийской ступы

Проснулась я от ощущения что мы едем слишком долго. Смотрю на часы — в пути уже больше часа. Комок подозрений медленно пополз к горлу. Какими же нужно было быть глупыми женщинами, чтобы сесть в машину к едва знакомому человеку и уехать колесить в глубь одной из  самых опасных стран мира? Смотрю на карту чтобы определить свое местоположение. И поводов для опасений становится еще больше. Мы явно уже далеко от городка Вайе де Браво и от заповедника. За окнами какая-то пыльная глушь. Спрашиваю водителя, в чем же дело. Он ответил, что не смог найти дорогу в ближайший заповедник (он называется Piedra Herrada) и поэтому принял решение ехать в самый крупный и самый дальний (El Rosario). Ответ меня поверг в шок.

Начинаю громко негодовать. Ведь до El Rosario ехать несколько часов. В лучшем случае, мы будем там с наступлением сумерек. И как так можно было заблудиться, если водитель ехал глядя в навигатор (на телефоне, который все время лежал на водительском сидении между его ног!). И почему не разбудил нас, когда принимал решение ехать в другое место! От наших перепалок просыпаются подруги и мне приходится им объяснять ситуацию. С подругами мне повезло больше, чем с водителем. Они сохраняют спокойствие и не закатывают никаких истерик. Начинаем с ними обсуждать ситуацию и пытаемся вернуть контроль над происходящим. Вместе смотрим на карту и видим, что есть третий вариант, который мы отбросили на стадии планирования. Все равно световой день на исходе и мы уже не успеваем никуда, даже домой. Учитывая тот факт, что, по словам местных, ездить по трассам Мексики в темное время суток небезопасно, мы решаем что едем в эту гостиницу, отпустим водителя, а на бабочек пойдем на следующий день, благо это будет воскресенье и на работу идти не надо. Решающим фактором стало то, что рядом есть населенный пункт, откуда можно уехать на рейсовом автобусе прямо в центр столицы. Позвонив в гостиницу и убедившись, что свободный  номер есть и денег нам хватит, мы с подругами единогласно выбираем этот вариант. Осталось донести до водителя, что он нас везет в другое место и мы его увольняем. А так как он не умеет пользоваться навигатором, то я прокладываю маршрут самостоятельно и просто говорю куда ему ехать. Он соглашается, но спокойствие наше продолжается недолго. На половине пути он начинает пыхтеть, дергаться, нервничать, бить руками по рулю и  незатейливо материться по-английски. Это я расценила как игру на публику. Ведь зачем носителю испанского языка использовать простенький английский мат, когда на испанском можно строить такие трехэтажные и эмоционально более яркие выражения, чем “f*ck, f*ck, f*ck”. Из вежливости  интересуюсь, в чем дело, может он проголодался или хочет остановится по нужде, а тут мы со своими бабочками.

Michoacan
Мичоакан, один из самых опасных штатов Мексики, где царит беззаконие и хаос

На что его прорвало на разглагольствования что никаких остановок ни по какой нужде он не допустит, потому что наша гостиница, куда вдруг захотели попасть, оказалась в штате Мичоакан, одном из самых  опасных штатов Мексики, где царит беззаконие и хаос, а наркомафия устраивает тут свои порядки, и если он остановит машину, то его могут похитить с целью выкупа, изнасиловать и убить, а может еще и обезглавить. Нашу судьбу он пророчить не стал, и правильно сделал. Высказываю ему, что это его вина, что он не смог найти заповедник Piedra Herrada. На что слышу новый всплеск матов на английском, и высказывания, что это мы виноваты что изменили маршрут, а никакой Piedra Herrada не существует на карте, а он еще накануне говорил что единственный заповедник с бабочками в нескольких часах езды. Перестаю как-либо спорить и просто продолжаю направлять, куда нам ехать. Пока едем, мы с подругами решили посчитать всю наличность. Ведь, опасаясь грабителей, мы взяли лишь немного денег и никаких документов и платежных карт. Мысленно отложив определенную сумму на оплату водителю, гостиницу, такси до автовокзала и билет на автобус, мы пришли к выводу, что денег останется всего ничего. А нам нужно будет поужинать, позавтракать и пообедать. Может, экономнее будет купить продуктов в магазине. Просим водителя остановиться у магазинчика в том городке, откуда мы планируем уехать на автобусе. Остановится он наотрез отказался, сказав что довезет нас до гостиницы и поспешит убраться до наступления темноты.

Гостиница оказывается в горной местности, куда ведет серпантин, что ввергает водителя в еще больший ужас и страх. А меня в недоумение, потому как обстановка кругом спокойная и дружелюбная. Деревня да деревня. Козы, куры, огороды с кактусами… Наконец, добравшись до гостиницы, платим водителю половину оговоренной ранее суммы (ведь обратно он нас не повезет) и отпускаем его. Но он не перестает меня удивлять, заявив что домой он не поедет (потому что уже темно и страшно) и тоже переночует в гостинице, но не в этой горной, а в том самом городке, где он отказался остановится у супермаркета. На что я ему предлагаю, что может он нас и увезет обратно и мы заплатим ему остальную сумму, но он сует мне в руки чеки от заправок и платных дорог, садится в машину и, дав по газам, скрывается из виду. С моей теплой кофтой в салоне… И вот за кофту мне становится обиднее всего. Ведь мы в горах, а в Мексике в это время года по ночам  холодно даже в городе. Ноябрь месяц. Ночью температура падает до нуля. Никакого отопления в домах не предусмотрено. О теплоизоляции никто не заботится. Ну ладно, переживу. Главное, все  же, чтобы никто не похитил с целью выкупа, не изнасиловал и не обезглавил.

Мексиканский гид и мои подруги

Хозяйка гостиницы, Джен, уроженка США,  показывает нам наш номер, и говорит, что продуктовых магазинов рядом нет, но есть ресторанчик, где мы сможем дешево поесть. Еда и вправду там оказалась недорогая и вкусная. Свежевыловленная в местных горных реках радужная форель запеченная в фольге до сих пор мне вспоминается как одно из самых вкусных блюд. Там же мы и позавтракали на следующее утро, прежде чем пойти смотреть на бабочек. В заповеднике мы были первыми посетителями. Нам выделили гида — усатого мужчину в джинсах, тяжелых кованных ботинках и сомбреро. Он повел нам горными тропами на вершину горы. Он пытался рассказать нам про бабочек и про местность, но наше слабое владение испанским помешало информационному обмену. Добравшись до вершины, нас ждало легкое разочарование. Бабочек почти не было видно. Воскресенье, в отличии от предыдущего дня, выдалось пасмурным и хмурым, и редкие бабочки вяло летали у земли.

Данаида монарх, monarch butterfly, mariposa monarca

Большинство было с ободранными крыльями и явно собирались отдать богу свою королевскую душу. Надежды, что выглянет солнце, не было никакой. Бабочек нельзя трогать руками, иначе они могут погибнуть, но тех, что садились сами на руки, трогать разрешалось, так как было понятно, что они скоро погибнут естественной смертью. Мы  стали оглядывать высокие деревья на вершине горы. Они были какие-то  серые и словно обмотанные грязными тряпками. И только мощная фототехника позволила разглядеть то, что это не тряпки, а бесчисленное количество бабочек, которые просто гроздьями  свисали с каждой ветки каждого дерева. Боже мой, если их так много сейчас, как же все это выглядит в жаркий солнечный день, когда все эти насекомые летают.

По пути назад твердо решаю, что в заповедник с бабочками нужно обязательно вернуться в хорошую погоду. Хозяйка гостиницы вызвала нам такси, которое отвезло нас на автовокзал, где мы сели на автобус до столицы и доехали без всяких происшествий, похищений с целью выкупа, изнасилований и обезглавливаний. Даже скучно как-то стало.

Второй шанс

Данаида монарх, monarch butterfly, mariposa monarca

Год спустя, в один из своих последний дней в Мексике, я решаю что самое время повторить поездку. Как раз миграция насекомых уже произошла и настал подходящий сезон. Очень удачной оказией оказалось, что мои  друзья из Украины путешествовали по Мексике на арендованной машине и у них остался день, когда в столицу они уже вернулись, а машину сдавать только через пару суток. И мы решаем ехать в тот самый ближайший биосферный заповедник Piedra Herrada, куда не удалось попасть в первый раз и который не существует, если верить нашему мексиканскому водителю. Но дорогу мы в это раз нашли. Навигатор довел нас без проблем и происшествий в виде похищений с целью выкупа, изнасилований и обезглавливаний. И с погодой повезло. Уже за несколько километров мы стали замечать свободно летающих бабочек в большом количестве.

Огромные красивые ярко-оранжевые бабочки повсюду

Заплатив за посещение заповедника, мы были приятно удивлены, что не надо  брать гида и тратить лишние деньги, так как  заблудиться в том заповеднике почти невозможно, так как все тропинки промаркированы, понятны и просты. Подъем на гору сначала был простым, но дальше тропинка становилась все круче и круче, что физически неподготовленные ребята начали истекать потом и мучаться от отдышки. Я же благодарила судьбу, что сезон дождей почти на исходе и эти пыльные глинистые тропинки сухие. Лей сейчас дождь, то поскальзывались бы мы сейчас на мокрой глине. Всю дорогу видели летающих повсюду бабочек, а когда поднялись, я просто забыла как дышать. Огромные красивые ярко-оранжевые бабочки повсюду. Одни постоянно летали, другие сидели на деревьях, но постоянно шевелились. Поднимая голову к небу можно было увидеть постоянное движение на высоте. Бабочки садились на людей, не не безжизненные и умирающие, а словно хотели поиграть. Хотелось кричать от восторга, но в заповеднике запрещено даже просто говорить вполголоса, потому что это может навредить насекомым. Но мне они не показались такими уж хрупкими, потому что когда мы уезжали, то начал накрапывать мелкий дождь, но это бабочкам никак не вредило. Я до сих пор под сильным впечатлением и благодарна судьбе, что позволила увидеть это чудо живой природы.

Данаида монарх, monarch butterfly, mariposa monarca
Особый видоели под названием “оямель”, кроны которой служат бабочкам излюбленным убежищем.